«Принципы организации сюжетной игры в ДОУ»
Бесспорным является утверждение» что сюжетной игре детей необходимо обучать. Но на занятиях игре обучить нельзя. Как быть? Прежде всего, чтобы дети играли, необходимо:
— понимать специфику детской игры;
— иметь представление о ее развивающем значении;
— знать о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе;
— уметь играть соответствующим образом.
Основным критерием оценки уровня игровой
деятельности должны выступать игровые умения, т. е. преобладающий у ребенка способ построения игры, а также в зависимости от замысла включение условных действий с предметами, ролевые диалоги, комбинации различных событий. Поэтому цель педагогического воздействия — формирование игровых умений.
В 1,5—3 года ребенок может осуществлять условные действия с предметами и игрушками, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.
В 3—5 лет ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнером - сверстником.
В 5—7 лет — развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно замыслу, реализовывать сюжетные события через ролевое взаимодействие и предметные действия.
Естественным образом игра передается в разновозрастной группе. В ситуации отсутствия более старших детей их место занимает воспитатель. Отсюда принципы организации сюжетной игры в ДОУ:
I принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. Другими словами, в 1,5—3 года ребенок может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит его у партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить такое действие.
В 3-5 лет детей можно «втягивать» jri игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного» блока игры.
После 5-ти лет воспитатель может втягивать детей в игру-придумывание, которая помогает детям освоить новый способ — творческое комбинирование различных событий.
— принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятным другому. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника.
— принцип. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстникам.
Реальной опорой действий воспитателя при развитии игровых умений детей является сюжет, причем с точки зрения его строения.
— На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотомные и одноперсонажные» сюжеты как смысловую цепочку действий.
— На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развертывается через взаимодействие персонажей.
— На этапе формирования умения строить новые сюжетные игры воспитатель должен развертывать «многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий.
Воспитатель должен свободно оперировать элементами игровых сюжетов — событиями, персонажами, их действиями.
В педагогическом процессе по отношению к игре существуют 2 взаимосвязанные составляющие:
— совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;
— самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизации.
Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех возрастных этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры.