Память – это основа нашего сознания. Природная память полностью созревает к семи годам, поэтому очень важно как можно лучше развить все виды памяти в дошкольном возрасте. На наших детей обрушивается огромный поток информации. Часто родители говорят: «Мой ребенок умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает». И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто теряется в мире информации.
То, что память нужно развивать, не требует доказательств. Но как это делать?
Какие виды памяти существуют? У ребенка в дошкольном возрасте формируется образная память. В зависимости от того, какой анализатор принимает участие, можно выделить: зрительную, слуховую, тактильную, вкусовую и обонятельную память.
Зрительная память - это запоминание зрительных объектов. Дошкольник должен научиться запоминать 6 объектов: картинок, символов, фигур. Это возрастная норма. Игра «Фотограф» помогает развивать зрительную память. На несколько секунд ребенку показывают объекты, постепенно увеличивая их количество. Затем их закрывают или убирают, и ребенок должен назвать все объекты.
Слуховая память - это запоминание слов через слуховой анализатор. Очень хорошо развивает этот вид памяти игра «Цепочка«.
Ребенку надо запомнить слова определенной теме по цепочке, например, «Овощи» Морковь. Морковь, помидор. Морковь, помидор, огурец… и т.д
Тактильная память – это запоминание предметов на ощупь. Ребенку предлагается угадать предмет с закрытыми глазами на ощупь.
Вкусовая память - это запоминание вкусовых качеств продуктов. Ребенку предлагается попробовать на вкус с закрытыми глазами несколько продуктов и угадать их.
Обонятельная память - это запоминание запахов. Следы эмоций, чувств, переживаний хранит эмоциональная память. У ребенка надо обязательно развивать этот вид памяти. Больше беседовать с ним, говоря о его чувствах и эмоциях, анализировать чувства героев книг.
Словесно-логическая память - это память на идеи, понятия, мысли. Она начинает интенсивно развиваться в младшем школьном возрасте. Возможности памяти безграничны. Каждый человек обладает скрытыми возможностями, которые можно и нужно развивать, особенно в детском возрасте. Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлечённые положения. Из словесного материала значительно лучше удерживаются в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.
Задания для развития памяти у детей:
|